?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вместе с группой «Каперусита Роха» готовим две песни к Вечеру памяти кинорежиссёра Леонида Нечаева. В связи с этим вспомнилось вот что… В 2008 году вышла книга с очень нескромным (для меня) названием "Беседы с Арбениным". Её автор - московско-рязанский журналист и деятель рок-андеграунда Анатолий Обыдёнкин obydenkin. Побывав на днях в Рязани, я снова увидел эту книгу и немного её полистал, даже перечитал куски какие-то. Интересно, что многие вещи, о которых мы говорили, ушли в прошлое (в основном, фактологические), но многие - остались неизменными. Поскольку книгу читали далеко не все, мне захотелось несколькими фрагментами поделиться - то есть поделится, скорее, не фрагментами книги, а своими мыслями, которые не потеряли актуальности за эти пять лет.


Про киномузыку и божественный атеизм

Фрагмент из книги А. Обыдёнкина «Беседы с Арбениным» (Рязань, 2008).


Спрашивает – Анатолий Обыдёнкин, отвечает – Константин Арбенин.

- Ты вот, кроме Рыбникова, мельком перечислил среди любимых композиторов ещё Таривердиева и Бориса Чайковского, и мне захотелось вот о чём спросить. Оглядываясь назад, в собственное детство, прошедшее на излёте советской эпохи, начинаешь понимать, что советская композиторская школа была тогда, наверное, сильнейшей в мире. Уж, во всяком случае, киношная музыка точно была круче некуда. В иностранных фильмах очень мало ярких, запоминающихся мелодий: ну, музыка Нино Рота и Морриконе у Феллини и Серджио Леоне, ну, во французских фильмах иногда, ну, в Голливуде сняли «Иисус Христос – суперзвезда» и ещё пару неплохих мюзиклов. А у нас – прямо целое созвездие блестящих композиторов работало в кино: Артемьев, Баневич, Максим Дунаевский, Зацепин, Крылатов, Минков, Петров, Рыбников, Таривердиев, Шнитке… Наверное, действительно «большое видится на расстоянии» и должно было пройти какое-то время, чтобы реальная значимость, реальный масштаб всех этих людей уложились до конца в голове. А может, это просто ностальгия по детству во мне говорит? Или у тебя похожие ощущения?

 - Не похожие, а совершенно такие же. Я тоже склонен проверять такие чувства – а не ностальгия ли это по собственному детству? Но все-таки, уже сотню раз перепроверив, прихожу к выводу, что это объективно: в советском кино времен нашего детства и нашей юности были первоклассные композиторы, и подобных нет ни у нас сейчас, ни на Западе, где таковых никогда и не было. Причем, список очень широк, он не ограничивается двумя-тремя именами. И сейчас, на временном расстоянии, уже становится очевидным, что не только Шнитке и Гаврилин были гениями места и времени, но и многие ныне здравствующие, перечисленные тобой авторы, столь же гениальны. Это ведь была традиция – писать для кино гениальную музыку. Как-то вот так повелось - еще с Исаака Дунаевского, Соловьева-Седого, Богословского и закончилось Градским, Курехиным и БГ – тем, что они сделали для кино. Действительно закончилось, потому что сейчас трудно кого-то вспомнить из современных композиторов, которые бы писали для кино музыку такого же уровня.  Разве что, Айги, но он слишком однообразен и не мелодист, после второго фильма его манера начинает утомлять. Сейчас ведь вообще нет киномузыки как понятия, есть саундтреки. Я лично заметил только одну великолепную композиторскую работу в кино за последние лет десять, а то и пятнадцать – это Энри Лолашвили в фильме Соловьева «Нежный возраст». Ну, с натяжкой еще можно упомянуть «Звезду» Рыбникова, но там сам фильм очень уж никудышный, музыка как бы отдельно от него существует и как кинопроизведение не воспринимается.

Спасибо, кстати, что Баневича упомянул – по-моему, прекрасный композитор. И раз уж речь зашла, то надо вспомнить еще одного замечательного недооцененного ленинградского композитора Игоря Цветкова – он очень много для детей написал хорошей музыки… У меня звуковые дорожки мультфильмов «Золушка» с музыкой Цветкова и «Стойкий оловянный солдатик» Френкеля выписаны на кассету и мы их дома слушаем как симфонии. Просто поразительная музыка – и по красоте, и по драматургии, по всему!  

Знаешь, у меня есть теория по поводу того, почему все это вдруг прекратилось, почему прервалась традиция и в чем она заключалась. Она касается не только музыки, но и современного отечественного искусства в целом. Одним словом это не выскажешь, поэтому я позволю себе подробнее рассказать, что это за теория.



Мне кажется, что в искусстве советского периода много хорошего, много настоящего появилось, как это не странно, благодаря атеизму. Атеизм в прикладном смысле - вещь очень даже неплохая. Дело в том, что несколько поколений наших людей выросших в атеизме и воспитанных в его духе, тем не менее, чувствовало в себе тягу к божественному. Потому что человеку свойственна тяга к божественному, это заложено в его природе, это следует уже из его богоподобия. Но поскольку этим вот художникам, для которого атеизм был единственной религией, не приходило в голову для удовлетворения своих божественных потребностей сходить в церковь, помолиться, поставить свечку, то он вкладывал свою тягу к божественному в свои произведения - картины, книги, фильмы, мультфильмы. Мы, атеисты по статусу, таким образом молились - неосознанно, спонтанно. Говорю «мы», поскольку и мое поколение было выращено в атеизме, оно последним вписалось в эту теорию. А спонтанность молитвы дорогого стоит. Мы, наши отцы и наши деды таким образом обращались к Богу, к божественному началу, к высшей гуманной силе. Это молилось наше к Богу обращённое подсознание, а может, даже сознание. И вместе с художниками со-молились их читатели, зрители, слушатели, у них это тоже было вообще единственным способом приобщения к высшему началу. Я, например, считаю, что песня "Прекрасное Далёко" - это не что иное, как молитва моего поколения, поколения последних октябрят. Я до сих пор помню ощущение, которое испытал в детстве, впервые услышав эту песенку. Мне тогда ещё не знакомо было слово "катарсис", но это был именно он. Я и по сей день, когда её слышу, испытываю то же самое чувство. Крылатов и Энтин, сами того не осознавая, создали вещь сопоставимую с «Отче Наш». И такой получается парадокс: воспитанные в атеизме становятся с годами верующими, приходят к ощущению божественного присутствия, а воспитанные в вероучении теряют ощущение Бога, замыливают его в себе. И получается, что в то время мы были окружены молитвами, мы жили среди божественного, и Богу было не тесно и не зябко рядом с нами, это не принижало его божественной сущности, наоборот, это возвышало наше повседневное существование, делая его действительно духовным – хотя бы даже на уровне фильмов и программ, которые шли по телеку, радиопередач, официальных «Пионерских зорек» и неофициальных катушек с Высоцким и «Аквариумом». Все это было соприкосновением с божественным. Мало того, наличие божественного и было тем единственным критерием, который объединял совершенно различные явления культуры - официальной и подпольной. Эти вещи воспитывали душу не менее, а, скорее всего, и более, чем, скажем, воскресная школа. Потому что душа – это и есть тот орган, которому необходима божественная пища, чтобы он нормально функционировал и развивался. Искусство – это пища богов, необходимая человеческой душе. Конечно, всякой ерунды в тогдашнем искусстве хватало, этого я не отрицаю и смотрю на это без розовых очков. Но эта пурга не доминировала, и одна одухотворённая вещь оправдывала бессмысленность пятидесяти подделок. Расклад, на мой взгляд, был приблизительно такой: один к пятидесяти. А теперь случилось так, что нет этих единичных вещей практически вообще, зато количество подделок возросло в тысячи раз. Почему? А потому, что, образно говоря, однажды, в годы перестройки, Боженьке дали визу, разрешили ему быть официальным членом общества. И отвели ему специальное место, чтобы был всегда на виду – за церковной оградкой. И он ушёл от нас - в религию, в церковные обряды, в молитвы как таковые. Точнее, его, как это теперь принято говорить, «ушли». Бог оказался в резервации. И художники, быстро став верующими, отделили себя и своё искусство от Бога, как бы размежевали в себе талант и веру. И искусство обезбожило. То есть, оно перестало быть искусством, потому что искусство, как и человеческая душа, не может без божественного в себе. Теперь, если ты хочешь обратиться к Богу, – ступай в церковь. А если хочешь смотреть телевизор или слушать радио – будь готов, что ничего возвышенно-божественного ты там не найдешь, а наоборот увидишь и услышишь всё самое низкое и отвратительное, потокание самым скверным вещам, которые в человеке тоже есть. Разделяй и властвуй – вот девиз дьявола. И очень мало кто из художников просёк этот момент и не поддался такому насильственному раздвоению души, сохранил в себе Бога, не отдал его на откуп церковным фарисеям. Вот и получается, что при атеизме в нас самих божественного-то было больше, при атеизме мы носили божественное в себе, а теперь, после воцерковления, - вывешиваем его вымпелом на стену, а молимся совсем другим божествам.

Вот, собственно, такова моя теория – попытка объяснить, почему в нашем искусстве шедевры стали крайне редки. Теория обезбоживания.

И когда я называю себя атеистом, я имею в виду атеизм именно такой – в свете этой теории. То есть я не хочу никакой конфессии, никакому римскому папе отдавать того Бога, который есть у меня, во мне и в окружающих меня людях, событиях, предметах. Пусть моя жизнь, мои поступки и мои произведения говорят о том, насколько я верующий или атеист; а тем, кому интересна строчка в анкете, я могу сказать только одно: не верю. Им не верю.

2008 г.

Книгу А.Обыдёнкина «Беседы с Арбениным» можно заказать (по почте), связавшись напрямую с автором через его ЖЖ obydenkin



Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
mar_gel
2 май, 2012 08:32 (UTC)
Очень точно про молитву последних октябрят. Да.
И я помню, как лет в 11-12 слушала Окуджаву. Это и было религиозное чувство - естественно, что тогда у меня для этого не было слов.
Ждем Вашего приезда в Нижний.
pushinda
2 май, 2012 08:34 (UTC)
А где можно купить книжку?
Ибо очень интересно. И очень близко по восприятию-ощущению.
konst_arbenin
4 май, 2012 10:46 (UTC)
Книгу можно заказать, связавшись напрямую с автором через его ЖЖ obydenkin
kapkoff
2 май, 2012 08:53 (UTC)
Очень интересная теория... Заставляет задуматься. И, скорее, согласиться ))
pushinda
2 май, 2012 14:12 (UTC)
Решила слегка подискутировать.
Склонна согласиться с тем, что в СССР искусство было способом обращения к Богу. Но, мне кажется, что любое настоящее творение,
либо диалог Человека и Бога, либо результат их совместных усилий.
(интересно, я сейчас богохульствую? :-))
Опять же в другие времена в нашей стране, и в других странах, возможность общения Человека с Богом, не помешала созданию великих произведений.
netahich
2 май, 2012 14:59 (UTC)
И я соглашусь больше с Вами, при всем уважении к Константину:)
eirdodeo
2 май, 2012 18:02 (UTC)
Мешает не возможность общения с Богом, а наоборот, отдаленность от Бога, навязанная опосредованность и регламентированность в общении.

Мне видится что-то общее между божественным атеизмом Константина и гуманизмом Возрождения.
konst_arbenin
4 май, 2012 10:44 (UTC)
Конечно, не помешала. Возможность общения Человека с Богом в принципе не может этому помешать. Но в том месте и в том времени, о котором я говорил, это общение происходило ВОПРЕКИ общепринятым законам, поэтому тут случай особый...
Это так, ответ скорый и поверхностный. А вообще Ваше замечание очень интересно - я подумаю на эту тему глубже.
(Удалённый комментарий)
konst_arbenin
4 май, 2012 10:45 (UTC)
Да уж надо повидаться! 12-го буду в Москве - в "Дредноуте" сольный концерт. Жду вас, дорогие!
collegaproul
18 июн, 2012 10:10 (UTC)
Не всё возвышенное божественно. И не всё божественное возвышенно.
alek_morse
4 сент, 2013 23:48 (UTC)
Прекрасно сказано, и в целом - согласен. Позволю только не совсем согласиться с причиной исчезновения шедевров. Во всяком случае, мне кажется некоторой натяжкой спихнуть всю проблему на "остатуснение" церкви.

Давайте просто вспомним, чем был наполнен тот советкий атеизм, о котором вы говорите, в его наиболее высоком смысле (не берём так называемый "воинствующий атеизм"). Официально постулировалась идея гуманизма - и немало художников в это верили. Это значит, что любой творческий акт (в идеале) должен быть обращён к духовному началу человека, а не, допустим, к материальному, к низменному. С наступлением новых времён была высмеяна и отвергнута любая форма идеализма. Быть приличным, вменяемым и успешным человеком значит быть, по крайней мере, прагматиком. А, может, и циником. Но вместе с этим отказом как бы растворились и те жизненные стратегии, которые позволяли считаться в обществе приличным и успешным человеком, исповедующим высокую миссию творчества. Люди могут оставаться атеистами, ни разу не побывать в церкви (во всяком случае не в качестве верующего) и при этом не быть творцами в том смысле, о котором вы говорите, применительно к советским композиторам. Гуманизм - это ведь теперь вызывает улыбку, вроде старых калош.

Словом, такое состояние общества не оттого, на мой взгляд, что повсеместно открылись "молельные резервации". Ведь точно также пооткрывались в шаговой доступности и молы - "резервации" супермаркетов. Однако ж, дух потребления довольно активно проникает во все сферы искусства.

Говоря коротко, общество перешло к капитализму, к открытому рынку, не позаботясь о защитных духовных механизмах. Не присутствие церкви сгубило шедевры, а отстуствие идеи в обществе, которая заставляла бы такие защитные механизмы поддерживать и развивать - я имею ввиду такие механизмы, например, как: киномузыка, детское кино... Эти механизмы, обращаю внимание, начали рушиться несколько раньше, чем Православная церковь была неофициально признана государство-образующей.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

концерт
konst_arbenin
Константин Арбенин
Arbenin.info

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com