?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интервью дано в марте 2010 года для сетевого журнала newfuzz. ru, но опубликовано не было. Автор – Александра Степанцова. Текст публикуется в авторской редакции.

 
Фото - Кирилл Куликов.


О летнем камне СЕРДОЛИК и о пережитой  зиме

Как известно, столь любимый  многими коллектив ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ не так давно ушел в бессрочный отпуск, а после и вовсе  прекратил свое существование. Его бывший музыкант и автор песен, а по совместительству и сказочник Константин Арбенин в прошлом, 2009, году создал новый проект под названием СЕРДОЛИК-БЭНД. Коллектив постепенно набирает известность и довольно часто выступает в клубах Санкт-Петербурга. Его лидер согласился ответить на вопросы портала FUZZ и поделиться своими мыслями по поводу музыки, сказок и кино.  
 

Почти у каждого музыкального коллектива есть какая-то определенная идея, идущая лейтмотивом  через все творчество группы. Есть ли что-то подобное у проекта  СЕРДОЛИК-БЭНД? И  насколько она  отличается от идеи творчества ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ? 

Конечно, идея всегда есть. Может быть, в тот момент, когда группа появляется на свет, и не отдаешь себе отчёта в существовании этой идеи, но позже ты её начинаешь чувствовать и понимать. Так было с ЗИМОВЬЕМ, когда непонятно откуда взялось это название, приросло, прижилось и во многом определило идею группы, её, так сказать, сверхзадачу. В название «Зимовье Зверей» заложен смысл, о котором я неоднократно говорил: звери идут по холодному зимнему лесу, ищут тепла, вместе спасаются от лесных хищников и прочих напастей, жмутся друг к другу, чтобы согреться, при этом друг друга раня иногда… но это «вместе» помогает им выжить и пережить лютую стужу. Много лет эта идея была для меня актуальна, да, надеюсь, и слушателям нашим она помогала в жизни. Я знаю это по многочисленным откликам, письмам; большое количество людей говорили и продолжают говорить мне о том, что песни ЗИМОВЬЯ помогли им в трудный период жизни, как-то вытащили их из кризисной ситуации. Но прошли годы и, как говорится, концепция изменилась. Внутри меня появилась потребность в другой идее и эта новая идея в итоге взяла верх. Надоело продираться сквозь этот дремучий зимний лес, надоело делить крохи тепла с теми, кто его не ценит. Да и во многом мы с ЗИМОВЬЕМ свою задачу выполнили – мы сами перезимовали и другим помогли. Теперь, вероятно, кто-то другой займёт место этой группы. А мне сейчас интересно не копаться в кризисах, не описывать депрессивные состояния и пытаться найти выход из них; теперь хочется зафиксировать то хорошее, что есть вокруг и внутри, поделиться положительными эмоциями. Поэтому на смену зимнему ЗИМОВЬЮ пришёл СЕРДОЛИК - летний камень, который много лет лежит на морском побережье и впитывает в себя солнечные лучи, а потом их отражает.  

Как появилось название СЕРДОЛИК-БЭНД? 

Совершенно естественным и в то же время совершенно чудесным образом, о котором не следует  рассказывать, да это и не возможно. Когда есть потребность и созрела идея, название приходит само, его нельзя придумать или вычислить логическим путём. Названия витают в воздухе вместе с идеями. Или можно сказать так: у каждой идеи есть имя. И когда ты знакомишься с какой-то идеей поближе, она его называет. 

Проведение  каких концертов  Вам больше нравится – более или  менее больших  в клубах, акустических или индивидуальных творческих вечеров? 

Я люблю акустику, поэтому предпочитаю небольшие  залы. Но мне нравится, когда небольшой  зал полон! Сейчас захватила идея индивидуальных выступлений, но это  уже не совсем вечера, это уже  больше похоже на настоящий концерт, потому что я стал играть на гитаре и мой репертуар постепенно разрастается. Именно потому, что гитара для меня – дело совсем новое, я испытываю как бы второе рождение как исполнитель. Я будто бы заново начинаю свою сценическую жизнь. В сорок лет это очень бодрит! Но и история с «Сердоликом» мне нравится, поэтому я собираюсь работать в двух направлениях… даже в трёх, потому что мне интересно иногда ещё выступить с кем-нибудь из друзей-коллег – с Пашкой Фахртдиновым, с Митей Максимачёвым и его великолепным оркестром. Пожалуй, размер зала для меня – дело второе. Главное – чтобы были хорошие песни, которые хочется петь, и чтобы рядом – на сцене и в зале – были хорошие люди, думающие, доброжелательные. Ну и, чем меньше электричества, тем лучше.  

Как часто коллектив СЕРДОЛИК-БЭНД  ездит на гастроли? В каких городах больше всего Вам нравится давать концерты? 

Коллективу только что исполнился год, мы ещё только начинаем свою историю, только встаём на ноги. Поэтому мы никуда особо  не выезжали, кроме Москвы… Впрочем, нет, в Рязани был концерт…  


Группа "Сердолик": Антон Спартаков, Константин Арбенин, Михаил Иванов, Сергей Арзуманов.
Фото - Кирилл Куликов.

Насколько, на Ваш взгляд, велика роль концерта в знакомстве слушателя с Вашим  творчеством? Иными  словами, что Вам  кажется более  важным – концертная деятельность или  запись альбомов? 

Концерты мне  кажутся более важным, более живым делом – в смысле творчества, в смысле непосредственного взаимодействия с тем, для кого ты пишешь и поёшь. А запись – это уже элемент «раскрутки», элемент более имиджа группы, нежели творчества. Есть музыканты, которые в студии создают шедевры. Мне этого не дано; в студии я скучаю, пою без подачи… в общем, мне надо, чтобы меня кто-то слышал прямо в момент пения, а мысль о том, что это услышит большое количество людей, но потом, меня не успокаивает, а наоборот напрягает. Поэтому в моём случае роль концертов на много более значима, чем записанные альбомы. У меня периодически даже возникает мысль, что надо просто записывать концерты и альбомы выпускать исключительно концертные. Это мне кажется более стоящим подходом, более, что ли, честным. Но пока я ещё не пришёл к окончательному решению, пока прибываю в плену всеобщих стереотипов – мол, группа должна записываться в студии, снимать клипы и т.д. Найду силы – преодолею эти стереотипы и ничего в студии записывать не буду! Я вот сейчас издал альбом «Одноимённые Песни Live», состоящий в основном из концертных записей – так вот, по-моему, он не проигрывает студийным работам, а наоборот. Это первый альбом, которым я полностью удовлетворён в результате. Поскольку я сам его продюсировал, можно сказать, что он – воплощение не только моих песен, но и моих «альбомных» идей. 

На  каких концертах  Вы сами в последний  раз были в роли слушателя? 

Был пару раз  на концерте очень любимой мною группы «Тамбурин»; на квартирнике слушал Иру Сурину. До этого на фестивале  «Мамакабо» был на её программе «Песни взрослых девочек» - она меня просто потрясла. Говорят, только что вышел альбом с этим материалом – очень хочу его приобрести. Случайно побывал на «Воскресении» во МХАТе. А вообще я на концертах очень редко бываю, а так, чтобы не случайно, - таких концертов вообще наберётся не больше десяти за всю жизнь. То есть сознательно, покупая билет, я ходил только на «Аквариум» (целых два раза!), на Камбурову и на Никитиных. Всё остальное – случайности, некоторые из которых оказались счастливыми и по-хорошему запомнившимися.  

Творчество  каких исполнителей Вы для себя выделяете? 

Самые любимые  – БГ, Стинг и Сергей Никитин. Ещё «Воскресение». Всё это личности, хоть и совершенно разные, и –  самое главное – то, что они  делают сегодня, мне ближе и интереснее того, что они делали раньше, хотя я их всех люблю очень давно. Сегодняшний «Аквариум» мне кажется самым гармоничным и глубоким, сегодняшнее «Воскресение» звучит несравнимо лучше их первых записей. Это лично моё мнение. Сергей Никитин сегодня в прекрасной форме, песни, которые он пишет на стихи Бориса Рыжего, совершенно не похожи на его старые песни, и это мне очень импонирует, как, впрочем, и его новые интерпретации стихов Тарковского, Сухарева. Я вижу, как развивается эта творческая личность. К сожалению, очень давно не выходило новых альбомов, приходится довольствоваться концертными записями не лучшего качества… Новый альбом Стинга великолепен! То, что сейчас делает Максиим Леонидов и его «HippoBand», на мой взгляд, опять же, намного глубже и интереснее, чем старый «Секрет». В общем, мне кажется, что те, кто доказал своё право играть свою собственную музыку, не взирая на моду и форматы, сейчас очень достойные вещи делают. А из творчества моего поколения, моих поющих друзей я бы выделил в первую очередь альбом группы СТУПЕНИ «Пустяк» и альбом москвича Сергея Назарова (NAZARBAND) «Тут зебры нет». Это диски, которые я слушаю и переслушиваю с удовольствием. Ну, а если говорить о самом высоком уровне, то для меня это – Окуджава. Это вне конкуренции. Поэтому я слушаю его редко – трудно современному человеку слишком часто впускать в душу то, что заставляет её испытать катарсис. Может быть, зря, может быть, надо делать это чаще…

Каково, на Ваш взгляд, состояние  современной музыки на сегодня? Какие пути развития? И какую нишу занимает творчество СЕРДОЛИК-БЭНД? 

Я не могу судить так широко, я не настолько в  курсе событий. Современная музыка вообще меня как-то не трогает, поэтому  проходит мимо меня. Я радио не слушаю и телевизор не смотрю. Всё, что  приходит хорошего в этом плане, приходит из интернета или через друзей. Я вообще не думаю, что музыкой можно как-то управлять, задавать ей какие-то пути развития… Это шоу-бизнесом можно управлять, а музыка – это настолько самодостаточное явление, что все мы находимся у неё в подчинение, все существуем лишь для того, чтобы дать ей воплотиться в этом мире. Я говорю в первую очередь о музыкантах, хотя и не только о них… Главное – не судить о путях музыки по радиопередачам и телеконцертам, потому что она движется совсем другими путями. С ней всё в порядке. И чем мы, люди, будем ближе к этой божественной субстанции, именуемой музыкой, тем лучше мы себя будем чувствовать, тем гармоничнее будет наша жизнь. Что же касается СЕРДОЛИКА, то это настолько молодой организм, что о какой-то нише ещё говорить рано. Это как креветка, у которой панцирь ещё не оформился и не затвердел. Пусть живёт пока без ниши, затвердеть и спрятаться в панцирь он всегда успеет. Сейчас главная задача моя и музыкантов, моих сотоварищей по группе, - услышать ту музыку, которая послана СЕРДОЛИКУ для воплощения.  

Планируется ли выход новых  альбомов СЕРДОЛИК-БЭНД? 

Планируется. Но мы ещё даже не начали записывать. Сейчас мне кажется, что песни сначала должны «выграться», найти своё оптимальное звучание, а потом уже их надо фиксировать. Мы ещё в некоторых песнях этого оптимума не нашли, меняем что-то от репетиции к репетиции, от концерта к концерту. Поэтому говорить о записи подробнее пока преждевременно. 

Насколько известно, у коллектива ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ было два музыкальных  спектакля. Планируется  ли что-нибудь подобное с группой СЕРДОЛИК-БЭНД? 

Вот это –  нет. В СЕРДОЛИКЕ я хочу вообще как можно дальше отойти от жанра актёрской песни, использовать его краски по минимуму. Мне кажется это излишним в этой группе. Что же касается музыкального спектакля, то я давно хочу сделать музыкально-поэтическую композицию про Великую Отечественную войну. И сейчас этот замысел как-то стал вырисовываться, во всяком случае, я понял, что его надо делать совершенно одному – в чистом виде моноспектакль. Но с гитарой, потому что будут песни. Я думаю, что этот замысел так долго не мог ни во что воплотиться именно потому, что здесь принципиально невозможен «аккомпанемент», здесь надо только самому себе аккомпанировать. И теперь я это могу осуществить.  

Что для Вас более  интересно – создание музыки и песен, поэзия сама по себе или проза? 

Если бы было интересно что-нибудь одно, я бы этим одним и занимался бы. Но мне  всё это интересно, поэтому я  разрываюсь, может быть, иногда в  ущерб творчеству. То есть, если бы я  занимался только прозой, я бы уже гораздо больше написал книг, но я только засяду за писание, как мне в голову начинает стучаться песня… Или наоборот. Поэтому чаще всего я не занимаюсь ничем, а плюю на все эти занятия, и занимаюсь чем-нибудь совершенно не из этой области. Например, сплю – очень люблю это занятие; или читаю – тоже очень люблю… Музыку, опять же, слушаю. Или просто ничего не делаю – это я люблю больше всего. 

Как бы Вы могли оценить  состояние современной  литературы для детей? 

Состояние хорошее. Скорее можно говорить о состоянии книгоиздательства для детей – вот с ним гораздо хуже. То есть, есть хорошие авторы, есть хорошие книги, но издается при этом либо совершенная туфта, либо то, что уже у всех давно есть, да ещё и в ужасном оформлении. Я был недавно на конференции молодых детских писателей «Детгиза», - сколько там было талантливых людей со всей страны! Но одному «Детгизу» всех не издать, просто не справиться ему, потому как это бюджетное издательство и денег у него совсем немного. Есть ещё издательства, которые хорошие книжки издают, много раньше не издаваемого стало выходить, например, в издательстве «Астрель», но оформление – просто никакое! Я не понимаю, как можно издавать детские книжки без картинок!.. Ну да Бог с ними, с издателями, всё это на их совести… Возвращаясь к литературе, к авторам. Меня с одной стороны удивило на этой конференции, как много, оказывается, талантливых поэтов и писателей есть сейчас, а с другой, если копать глубже, по гамбургскому счёту… нет каких-то очень ярких явлений, которые бы не в общей традиционной струе работали, а ломали бы стереотипы и создавали бы что-то принципиально новое. Как когда-то это сделали Маршак с Чуковским, как в семидесятые годы - Успенский, Энтин… То есть, авторов, которые бы поменяли вектор современной литературы для детей, я пока не встречал. Но очень надеюсь, что и такие появятся со временем.  

Что любите читать сами и находите ли в  прочитанных произведениях  мысли, которые бы Вам хотелось развить  в собственных  книгах? 

Я люблю читать классику, особенно русскую. Ничего увлекательнее Толстого, Гончарова, Салтыкова-Щедрина или Пушкина для меня не существует. Ещё очень люблю стихи, особенно русскую поэзию второй половины ХХ века, особенно Левитанского, Самойлова. Конечно, всё это как-то влияет на моё творчество, всё оставляет следы, хотя я не могу сказать, что именно найденные в книге мысли побуждают к написанию чего-то своего… Нет, побуждает к работе всегда жизнь, её какие-то проявления, а хорошие книги – в них ищешь ответы на свои насущные вопросы, а не повод что-то развить. Мне такой путь кажется не лучшим: творить самому, заводясь от прочитанной книги, от просмотренного фильма. Это получается вторсырьё - литература, проистекающая из литературы, графомания. Писать надо о том, что ты пережил сам, что ты сам прочувствовал, тогда будет интересно и другим. А переминать чужие мысли – это дело для философов, причём плохих философов, чья философия абстрактна и не имеет отношения к реальной жизни. 


Дмитрий Момот и Александр Баркар в спектакле "Темница" театра-студии "Deep" по пьесе К.Арбенина.
Фото - Анастасия Иванова.

Каково  место драматургии  в Вашем творчестве? Насколько известно, в 2008 году луганская театр-студия поставила по Вашей пьесе «Темница» спектакль. Насколько Вам понравилось воплощение Ваших идей на сцене? 

Место – равное со всеми остальными занятиями, жанрами. Мне нравится писать пьесы, хотя воплощённой  я видел только одну – эту самую  «Темницу». Мы случайно познакомились с режиссёром театра-студии «Deep» Сашей Баркаром, и его эта вещь заинтересовала. Коллектив этот вообще очень талантливый, режиссура Баркара очень оригинальна и глубинна, и спектакль получился яркий, необычный. Мне он в целом понравился, даже больше – я огромное удовольствие получил, хотя очень волновался во время просмотра. Потому что ребята ставили всё не дословно, а многое изменили. Но главная мысль и композиция прочитываются всё равно очень выпукло и точно в соответствие с моим замыслом. Так что некоторые режиссёрские вольности вполне простительны, поскольку главное подано верно. А вообще, это конечно, счастье – видеть свою пьесу на сцене, видеть придуманных тобой героев ожившими. 

В одном интервью  Вы говорили, что  более интересно, на Ваш взгляд, написание сценариев для кино. Вам хотелось бы попробовать себя на этом поприще? 

Видимо, я это  давно говорил. Я последнее время потерял интерес к кино, современное кино не смотрю вовсе – ни отечественное, ни зарубежное. Мне кажется, что сейчас ничего интересного в кинематографе сделать невозможно, ибо он погублен спецэффектами и «звездной» системой. А у отечественного кино ещё одна огромная проблема – отсутствие хороших сценаристов. И что характерно: нынешним режиссёрам они и не нужны. Потому что без внятного сценария проще притвориться хорошим режиссёром, списать отсутствие творческой воли на гениальность замысла. А работать с режиссёрами, которым не нужны качественные сценарии, я не вижу смысла. Пусть снимают свой сумбур, если им это что-то даёт. Я даже догадываюсь что. Чего бы мне действительно хотелось: как-то помочь возрождению отечественной мультипликации. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что в этом виде искусства проскакивает иногда искорка надежды на то, что что-то ещё можно – если не вернуть, то создать заново. Те мультфильмы, которые сейчас делают, они, на мой взгляд, выглядят, как первые нелепые шаги, как первые мультики 30-х годов, когда искусство это только зарождалось. Такое же подражание американским образцам, такой же неуклюжий непрофессионализм… Но отдельные удачи – типа «Ключей от времени» или «Жихарки» вселяют зыбкую надежду… Вот для анимации я  с удовольствием бы что-то написал. 

Беседовала  Александра Степанцова.


Творческий вечер в Союзе Художников, СПб, апрель 2010.
Фото - Кирилл Куликов.


Материал подготовлен творческим коллективом сайта www.arbenin.info
Санкт-Петербург, 2010


Profile

концерт
konst_arbenin
Константин Арбенин
Arbenin.info

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com