?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И снова "вопрос — ответ"

Летом на мой сайтовский адрес пришло необычное письмо. Необычность его заключалась в том, что оно состояло из вопросов – эдакое письмо-интервью. Честно говоря, в первый момент я подумал, что не буду отвечать – мол, если каждому подробно отвечать на целый реестр вопросов, так никакого времени на сочинение новых песен и сказок не останется! Но вопросы меня заинтересовали, и я принял компромиссное решение. Я написал автору письма, что отвечу, но публично – то есть, не одному ему, а всем, кому это интересно. Ведь поскольку мы лично не знакомы, то, отвечая на его вопросы, я как бы отвечаю сразу всем своим слушателям-зрителям-читателям – в его лице. На том и сговорились. И вот, наконец, у меня дошли руки до этого дела, и я выкладываю отдельным постом вопросы Евгения Ворсина со своими ответами. И предлагаю очередной раз присоединиться всем желающим – дописывайте свои вопросы в комментариях, а я по мере свободного времени буду на них отвечать.



 
1. Какие три ваших любимых фильма?
— Очень сложный вопрос, поскольку выделить всего три фильма из огромного количества любимых практически невозможно. Попробую подойти по самому Гамбургскому счёту и тогда список получится такой: «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» Кошеверовой, «Телеграмма» Ролана Быкова, ну и «Ирония судьбы» - без неё этот список невозможен... Но тут же вспоминаю, что вне списка остались «Сказка странствий», «Бег», «Шумный день», «Доживём до понедельника», «Три года», которые я тоже очень люблю, и десятка два шедевров «Союзмультфильма» (мультфильмы — это отдельная тема, это самая сильная моя зрительская любовь).

2. Какие пять литературных произведений, которые Вы считаете наиболее ценными?
— Опять же, их гораздо больше, раз, наверное, в сто. Но, поскольку мы играем в игру «выбери пять», то я называю самые-самые: 1) «Война и мир» Толстого, 2) «Жизнь и судьба» Гроссмана, 3) «Повесть о Ходже Насреддине» Соловьёва, 4) повести Чехова, 5) «Непричёсанные мысли» Станислава Ежи Леца. И опять! – опять у нас за бортом остаются стихи! Получается, что, действуя таким вот способом неестественного отсева, мы всё время забываем о чём-то очень важном: говоря о лучших фильмах, забываем о мультипликации, называя лучшие книги, забываем о поэзии… Так что, добавлю – опять же сверх списка – ещё три книги, без которых, на мой взгляд, никак нельзя: стихи Пушкина, Самойлова, Левитанского.

3. Кто для Вас является авторитетом в жизни, в творчестве? Какие их черты Вам хотелось почерпнуть для себя?
— Я никогда всерьёз над этим не думал и никогда не примерял свою жизнь под чью-то чужую – будь то жизнь вымышленного героя, реального персонажа или близкого человека. Но есть люди, о которых я с интересом читаю, о чьих судьбах пытаюсь узнать как можно больше – Чехов, Гроссман, Давид Самойлов, Юрий Левитанский, Микаэл Таривердиев, Михаил Вольпин и Николай Эрдман… Видимо, они и являются для меня если не авторитетами, то ориентирами, маяками. Это не значит, что я стремлюсь жить, как жили они, – каждый человек индивидуален и должен прожить свою жизнь, а не пытаться скопировать чужую. Им приходилось решать свои задачи в своих обстоятельствах, мне – свои в своих. Однако, безусловно, хочется получить от них какие-то подсказки – как вести себя в той или иной ситуации, как реагировать на определённые внешние обстоятельства, да и вообще – как жить? Ведь на кого ровняться, как не на гениев? Пусть они недостижимы, но достижим их опыт. Мои ориентиры – это люди, обладающие талантом, чувством юмора и совестью. Причём одновременно. Вот этот набор из трёх качеств я стараюсь поддерживать в себе, оглядываясь на таких людей. И, опять-таки, замечу, что я назвал только первые пришедшие в голову, «главные» для меня имена. А вообще круг моей заинтересованности гораздо шире – тут и Юнна Мориц, и Том Уэйтс, и Терри Гиллиам, и Анатолий Фоменко, и Юрий Норштейн, и Геннадий Гладков… Все, кто идёт своим путём, не отдавая дани стандартам и чужим представлениям об общепринятых маршрутах, делая при этом серьёзное, глубокое дело, для меня интересны.

4. Какой вопрос Вы задали бы Богу, если вообразить возможность личного свидания?
— У меня нет одного вопроса к Богу, я не храню его про запас. У меня к нему постоянно возникают вопросы, и я постоянно их задаю. Дело в том, что вся моя жизнь – это есть не что иное, как диалог с Богом. Я задаю ему вопрос – он отвечает. Другой «формы жизни» я и представить себе не могу. Так что, зачем тебе какое-то отсроченное свидание, если ты носишь Бога в себе! Бог – не начальник паспортного стола, к которому нужно записываться в очередь и обивать пороги с каким-то одним деловым вопросом. Ну, а если  я однажды наконец дойду до главного вопроса, на который Бог не может мне ответить на таком уровне общения, видимо, моё существо перейдёт в другую форму существования и там, возможно, произойдёт то, что Вы называете «личным свиданием». Но это – так, фантазии и предположения; тогда как постоянный диалог – реальность.

5. В каких случаях Вы считаете драться оправданно?
— Когда вы сталкиваетесь с прямым хамством и насилием, с агрессивной несправедливостью. В таких случаях оправдано применение физической силы - если Вы это подразумеваете под дракой.

6. Какие профессии Вам интересны, но по ряду причин ими не овладели? Какими бы хотели овладеть? 
— Интересны  профессии переплётчика, библиотекаря, столяра… и, пожалуй, музыканта. Всем этим я бы мог в своё время овладеть, но страсть к писательству была гораздо больше – она победила. Теперь я иногда с сожалением думаю: почему мне не пришло в голову пойти учиться на переплётчика или библиотекаря, ведь я так люблю иметь дело с книгами?! Почему я не стал столяром – я ведь так люблю пилить и делать что-нибудь из деревяшек?! Почему я не стал учиться музыке, ведь мне теперь этого так не хватает?! Ответ на эти «почему» у меня только один – тотальное желание быть писателем, которое затмевало во мне все остальные возможные варианты. Плюс к тому – лень, невежество и тщеславие. Мне просто не приходило в голову, что я могу стать библиотекарем или переплётчиком, что могу пойти учиться в ПТУ на столяра, а музыкой мне заниматься было лениво… Однако, должен заметить, что эти профессии всё равно присутствуют в моей сегодняшней жизни: я постоянно вожусь с книгами и деревяшками, если есть время, то с удовольствием переплетаю и делаю мебель, ну а музыка – она тоже всегда рядом со мной. А делать что-нибудь столярное или переплётное под любимую музыку – это вообще огромный кайф!

7. Какую полезную деятельность для общества Вы вели бы, если бы денег платили за все работы одинаково?
— Не понимаю сути вопроса. Мой выбор занятий вообще не зависит от оплаты. Если бы я стремился туда, где больше платят, то я бы не занимался творчеством. Я им занимаюсь, поскольку для меня это самая оптимальная деятельность — именно в этой области я могу принести максимально большую пользу обществу. Потому что сам получаю от этого удовольствие. Пусть это не приносит больших денег, зато приносит удовлетворение – творческое и человеческое. Поэтому, ответ прост: как бы ни оплачивались разные работы, я бы всё равно занимался сочинением песен, написанием книг и постановкой спектаклей – тем, чем я занимаюсь сейчас. В политику или в торговлю не пошёл бы ни за какие деньги.

8. Что бы Вы посоветовали молодым начинающим музыкантам, чтобы максимально в жизни реализовать себя?
— Прежде всего – думать о музыке, а не о самореализации. И как можно более часто бывать в тишине, чтобы научиться слышать её музыку – самую лучшую на свете.

9. Какие песни, написанные другими авторами, Вы хотели бы, чтобы написали именно Вы? (перечислите несколько)
— Такая игра у меня была в раннем-раннем детстве. Тога я очень хотел написать «Бременских музыкантов» - всю полностью сказку, со всеми песнями. Было у меня такое хотение. И сейчас я отвечу так же: от «Бременских музыкантов» я бы не отказался! Но с тех пор — то ли я больше не играл в эту игру, то ли ничего меня так не цепляло. Если сильно пофантазировать и включиться в игру прямо сейчас, то, скорее всего, мне бы хотелось написать некоторые песни Окуджавы – уж больно они хороши! Поимённо не перечисляю – много их, а я уже после первых двух вопросов устал сокращать обширные списки. А в реальности я бы в ближайшем обозримом будущем хотел бы написать несколько новых песен Константина Арбенина, которые давно уже крутятся у меня в голове, да в руки никак не даются. Пока. И это мне намного интересней.

10. Константин, у меня с Вами есть один общий друг, замечательный музыкант-виртуоз пианист, виолончелист Виктор Соболенко. От него я узнал, что Вы удалили свою страничку с сайта "в контакте". Предполагаю, что разрываться между двумя сайтами - своим arbenin.info и параллельно вести записи "в контакте" не энергоёмко, поэтому Вы и "ушли" с сайта. Правильно понимаю?
— Нет, тут дело совсем не в энергоёмкости – меня вполне хватает сейчас на сайт и на свой ЖЖ. Дело конкретно в сайте «в контакте», в его очень низком культурном и эстетическом уровне. Для меня этот сайт является признаком дурновкусия, символом современного мещанства. Технократического мещанства. К тому же, больше всего в жизни я не люблю панибратства, а именно на нём строится общение на этом сайте. Панибратство плюс потребительского отношения ко всему, что можно и нельзя потреблять. «В контакте» - рай для лентяев и халявщиков. Я не хочу обобщать, конечно, и нормальные люди там есть, но, по моим представлениям, их пребывание там – это только дело времени. Сайт себя изжил в плане каких-то положительных, информационных и коммуникативных технологий и теперь превращается в такой «дембельский альбом», в дешёвый ресторан с рекламой, стриптизом и караоке. А я предпочитаю не посещать те места, которые мне не нравится. Поэтому я ушёл оттуда  и теперь виртуально обитаю в ЖЖ. Там меньше народа, но зато больше людей адекватных, думающих, творящих и к чему-то стремящихся. Хотя, по большому счёту, и там очень мало появляется по-настоящему интересного. (Меня вообще очень забавляет несоответствие огромных технических и творческих возможностей, которые даёт интернет, тем мелочным, червячьим результатам, которые получаются на выходе. Забавляет – в лучшем случае, а чаще – расстраивает.) Всё самое интересное по-прежнему происходит вне интернета, в живой жизни – даже техническая революция не в силах этого изменить.

И следом такой вопрос назрел: Какие имеются на Ваш взгляд положительные и отрицательные стороны социальных сетей?
— Положительная сторона - информационная и коммуникативная. Возможность найти тех, кого ищешь, как-то заявить о себе, если нет другой возможности. Но, как обычно, для большинства людей это просто новая ловушка: хороший повод ничего в жизни не делать, – я имею в виду отсутствие активного творческого созидания. Происходит подмена — жизнь заменяется иллюзией жизни, куда более обманчивой, чем телевидение или радио, потому что в ней присутствует интерактивный элемент. И этот интерактив заменяет собой человеческую волю: не надо никуда ходить, достаточно поставить галочку, записаться во встречу. Получается, как у Ходжи Насреддина - когда он за запах плова заплатил звоном монет в кошельке. По усам текло, а в рот не попало. Вообще-то, эти сети не правильно называются, на самом деле они асоциальны, они создают иллюзию свободы и вседоступности, а на самом деле делают пользователя ещё более несвободным и несамостоятельным. Ведь надо понимать, что вас просто используют – в качестве нажимателя нужных кнопок, что каждый ваш клик приносит деньги владельцу сети, а вас обезволивает. Несамостоятельность – вот самая главная негативная черта, которую воспитывает в неподготовленном человеке все эти асоциальные сайты. Если же человек способен этому не поддаваться и использовать сеть исключительно как инструмент, то результат может быть очень интересным и положительным.

И в качестве постскриптума (после скрипа что-то тумкает):
Сформулируйте, что такое счастье и что нужно делать человеку, чтобы быть счастливым?
— Для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно очень много. И на разных уровнях. Поэтому, когда происходит такое многоуровневое совпадение, и человек чувствует себя счастливым, ему не надо ничего формулировать – ему не до этого. Счастье не поддаётся формулировке. А если поддаётся, то это уже не счастье, а его видимость. Можно придумать удачный афоризм, остроумную формулу на тему «что такое счастье», но это останется только литературой, не более. Так что… лучше счастье, чем его формула.

Спрашивал Евгений Ворсин. Отвечал Константин Арбенин.
Лето - осень 2011.


Метки:

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
laivell
17 окт, 2011 18:14 (UTC)
огромное Вам спасибо за это интервью! очень интересно.

вопрос: а когда Вы начали писать для детей? или поняли, что хотите писать для детей. что Вас к этому подтолкнуло?
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

концерт
konst_arbenin
Константин Арбенин
Arbenin.info

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com